12 октября в Красном Луче прошел семинар-практикум учителей физики по теме «Решение конкурсных заданий по физике». Об этом сообщила Ольга Фомина, методист методического центра Управления образования Администрации города Красный Луч.
«Проведенный семинар является традиционной формой работы городского методического объединения учителей физики в направлении воспитания способных и одаренных учащихся. Работа по подготовке учащихся к олимпиаде по физике должна осуществляться систематически по намеченному плану. Параллельно важно осуществлять математическую и психологическую поддержку таких детей. И начинать подготовку учащихся учитель должен с себя: не просто ориентироваться в банке олимпиадных задач, но и научиться методике решения различного класса задач, применения эвристических приемов» – рассказала методист.
Вопрос методики решения и оформления олимпиадных задач по физике осветила Светлана Вольчик, учитель физики Вахрушевского учебно-воспитательного комплекса № 2 «Берегиня». Светлана Николаевна рассмотрела этапы решения задач, их классификацию на теоретический и экспериментальный типы. Далее были приведены примеры задач на применение формул, знание физического смысла законов. Рассмотрен отдельный блок задач, в которых, казалось бы, ничего не дано. Участники семинара были вовлечены в активное обсуждение физических процессов, протекающих в определенных задачей жизненных ситуациях, а также в рассмотрение различных методических подходов к решению качественных и экспериментальных задач. Физическое обоснование могут иметь пословицы, требования правил по технике безопасности, различные природные явления. Например, почему радуга имеет форму дуги, почему гудят барханы в пустыне, почему в эпицентре урагана оглушающая тишина? Решение подобных задач развивает кругозор, мотивирует ученика на познание окружающего мира.
Учитель физики Краснолучской школы № 7 Ольга Разумова поделилась опытом подготовки учащихся к Единому государственному экзамену по физике и отметила, что конкурсные задания носят в основном комбинированный характер, и это дает возможность проверить не только знание определенных разделов физики, но и понимание внутрипредметных связей, а также умение применять обобщенные способы действий. Все задачи ЕГЭ по физике делятся на три группы по повышению требований к уровню подготовки учащихся. С помощью раздаточного материала эффективно рассмотрены примеры явных и неявных задач.
«Тема подготовки учащихся к решению конкурсных задач всегда актуальна, особенно накануне II (отборочного) этапа республиканской олимпиады по физике. Учителя отметили ценность полученных на семинаре сведений и приобретенных навыков. Материалы семинара доступны для общего пользования» – подвела итог Ольга Фомина.