Киевские власти продолжают предпринимать попытки подмены реальной децентрализации Украины и предоставления Республикам Донбасса полноценного и постоянного особого статуса как основы политического механизма выхода из конфликта, предусмотренного Минскими соглашениями, неким суррогатом, в принципе уничтожающим украинское местное самоуправление.
Буквально завтра Верховная Рада Украины может направить проект о “децентрализации”, предложенный Зеленским, в Конституционный суд (обязательная процедура для проектов о внесении изменений в конституцию). При этом Зеленский пытается преподнести это как выполнение Минских соглашений.
Начнём с того, что никаких проектов украинская сторона даже не пыталась представить на согласование нам в Контактной группе или подгруппе по вопросам политического урегулирования. А именно это является ключевым условием Минских соглашений – согласование с представителями Республик Донбасса в Контактной группе всех законопроектов, направленных на формирование законодательных основ выхода из конфликта.
Кроме того, Минские соглашения предусматривают не некую абстрактную “децентрализацию”, а волне конкретную конституционную реформу, ключевым элементом которой является предоставление Донбассу особого статуса – особого порядка местного самоуправления. Предоставление на постоянной основе и со вполне конкретно сформулированными его составляющими, прописанными в примечании к пункту 11 Комплекса мер: законодательный запрет на преследование и наказание в связи с конфликтом; собственные органы самоуправления, избранные на внеочередных выборах по специальному закону, с невозможностью досрочного прекращения полномочий; назначение органами местного самоуправления органов прокуратуры и судов; право на языковое самоопределение и трансграничное сотрудничество; на создание народной милиции; договорные отношения с центральными органами исполнительной власти, которые обязаны содействовать экономическому, социальному и культурному развитию региона.
В опубликованном же проекте Зеленского наблюдается не только отсутствие всего вышеперечисленного, но и изъятие из структуры административно-территориального устройства даже самого понятия “районы”, чтобы заблокировать даже гипотетическую возможность особого статуса для Донбасса в соответствии с Комплексом мер.
То есть внесённый в Раду проект не отвечает ни одному из требований Минских соглашений и не может быть принят нами, как исполнение Украиной своих обязательств. Ничего общего с закреплением особого статуса этот законопроект не имеет.
При этом, законопроект Зеленского, вместо задекларированной “децентрализации», предусматривает усиление президентской ветви власти через институт “префектов”, вплоть до полного нивелирования местного самоуправления. По сути, это псевдо-“децентрализация”, в реальности усиливающая единоличную власть президента.
Любопытно, что против этого уничтожения автономии местного самоуправления на Украине несколько раз выступили даже представители украинских органов местного самоуправления – соответствующие заявления опубликованы на сайте Ассоциации городов Украины. Более того, в упомянутых заявлениях был озвучен призыв к Раде не поддерживать внесённый Зеленским законопроект.
Таким образом, “децентрализация” от Зеленского не отвечает ни интересам украинского общества, ни Минским обязательствам Украины.
Министр иностранных дел ЛНР,
уполномоченный представитель ЛНР на Минских переговорах
Владислав Дейнего
ЛуганскИнформЦентр — 13 января — Луганск