Сегодня на заседании Контактной группы нам удалось преодолеть сопротивление Украины и получить подпись их представителя под текстом “формулы Штайнмайера “в согласованной политическими советниками “нормандского формата” редакции.
Ещё в октябре 2015 года Франк Вальтер Штайнмайер предложил на саммите “нормандской четвёрки” компромиссную формулу поэтапной реализации особого статуса, предусмотренного пунктом 3 Протокола от 5 сентября 2014 года. По этой формуле особый статус временно вводится в действие в день выборов и получает постоянный характер после публикации отчёта ОБСЕ по результатам выборов.
Первый шаг, сделанный сторонами конфликта на пути согласования политических пунктов Комплекса мер по реализации Минских соглашений, скорее, чисто символический. Но он открывает возможности работы над целым комплексом аспектов, направленных на подготовку политического базиса прекращения конфликта на Донбассе. И от эффективности этой работы зависит результат всего Минского процесса.
Прежде всего, обратить внимание нужно на формирование конституционных основ реализации постоянного характера особого статуса Донбасса. Для чего украинской стороне, параллельно с работой над имплементацией “формулы Штайнмайера”, необходимо приступать к закреплению особого статуса в конституции Украины в соответствии с нормами пункта 11 Комплекса мер.
Сам закон об особом статусе также требует серьезной доработки. При этом основные правовые нормы, формирующие особый статус, закреплены в статьях 2 – 9 закона, и достаточно близки к нашим принципиальным требованиям и его пониманию в Минском процессе. Это право на языковое самоопределение, особый экономический режим на основе сотрудничества с Российской Федерацией, свои законодательство, органы правопорядка и армия (Народная милиция), самостоятельное формирование органов прокуратуры и судебной власти, договорные отношения с центральными органами исполнительной власти Украины и ряд других.
Все эти правовые нормы требуют реализации, как в самом законе об особом статусе, так и в целом ряде вытекающих из него новых специальных законов и соглашений и внесения изменений действующие.
Кроме того необходимо прояснить вопрос амнистии для участников конфликта, что тоже является одним из требований Комплекса мер.
После этого необходимо согласование с нами специального законодательного регулирования вопроса внеочередных выборов на Донбассе.
Таким образом, сейчас мы в начале долгого пути подготовки проектов законов и подзаконных актов, согласования их с представителями Республик Донбасса в Минске, как это закреплено в Комплексе мер, принятия их в согласованной редакции и введения в действие. Только таким образом можно достичь реальных результатов в политическом урегулировании конфликта на Донбассе.
Кроме того, сегодня удалось согласовать и дату возобновления обязательств сторон в части разведения сил и средств в Золотом и Петровском. Объясню: за этой замысловатой фразой стоит простое действие – Украина должна устранить все те нарушения условий Рамочного решения от 21 сентября 2016 года, которые она допустила на участках разведения в Золотом и Петровском, которые она допустила после проведения разведения на этих участка три года назад. К примеру, только за последние пару месяцев СММ ОБСЕ зафиксировала 675 метров новых траншей вооруженных формирований Украины на участке разведения в Золотом.
Таким образом, сегодня, наконец, есть подтверждение намерения сторон конфликта полноценно завершить разведение на первых трёх пилотных участках на линии разграничения сторон.
Кроме того, это означает, что ключевые условия, озвученные МИД Российской Федерации, практически почти выполнены, дорога к саммиту “нормандской четвёрки” открыта.
Уполномоченный представитель ЛНР на Минских переговорах,
министр иностранных дел ЛНР
Владислав Дейнего