В пятую годовщину начала реализации Российской Федерацией программы гуманитарной помощи жителям Донбасса, в рамках которой в ЛНР и ДНР “белыми КамАЗами” МЧС РФ были доставлены сотни тысяч тонн продовольствия, медикаментов и других жизненно важных грузов, ЛИЦ публикует воспоминания очевидцев тех событий.
Рассказывает депутат Народного Совета ЛНР Светлана Гизай.
НА ГРАНИ ГОЛОДА
Летом 2014 года я никуда не выезжала из Луганска и видела все, что происходило в городе. Он находился в блокаде, но я не могу сказать, что здесь был голод. Магазины не открывались, однако в супермаркетах “Спар” и “Абсолют” на входе была организована лоточная торговля. Если у кого-то оставались деньги, можно было что-то купить – хлеб, крупу. Правда, деньги почти у всех уже заканчивались.
Мы находили какие-то запасы, консервацию, вместе готовили на кострах еду, кормили стариков, лежачих больных. И понимали, что рано или поздно все припасы закончатся. Старались гнать от себя эти страшные мысли. Мы были на грани голода, но, к счастью, до этого не дошло.
БЕЛАЯ ПЛОЩАДЬ
Я хорошо помню день прибытия первого гуманитарного конвоя из Российской Федерации. С утра мы узнали, что в этот день в Луганск должна прибыть гуманитарная помощь из России, но никто не знал, во сколько и куда.
Я живу в центре Луганска, в квартале имени Героев Брестской крепости. В тот день нашем районе был очередной обстрел, а потом все стихло. И вдруг земля буквально задрожала. Уже позже мы поняли, что это шла колонна белых КамАЗов. А тогда стали выходить из своих домов, чтобы узнать, что случилось. И увидели огромное количество машин на Ярмарочной площади, она была буквально запружена. Целая площадь белых КамАЗов! Как будто после темноты включили свет – белая площадь. И ощущение: все, можно успокоиться – нас не оставили, теперь все будет хорошо.
МЫ ВОЛНОВАЛИСЬ ЗА РЕБЯТ
Люди благодарили российских спасателей, многие плакали. А потом стали волноваться, что сейчас снова начнется обстрел и пострадают эти молодые ребята, которые привезли нам помощь. Мы с соседями подошли к ним и предложили осмотреть два оборудованных подвала, где сами постоянно находились во время обстрелов. Ребята пошли с нами, чтобы понимать, где можно укрыться, если киевские силовики вновь откроют огонь, потому что никто не знал, сколько времени машины будут находиться на Ярмарочной площади. И только начали осматривать подвал, как спасателям по рации поступила команда двигаться дальше. А едва они уехали, начался новый обстрел.
ВСЕОБЩЕЕ ВООДУШЕВЛЕНИЕ
В то время я занималась приемом документов от семей раненых и погибших, который проводился в одном из кабинетов Дома профсоюзов. И мне в окно было хорошо видно, как собирались люди для разгрузки машин, как они садились в автобусы. У них был такой подъем! Всем не хватало мест в автобусах, и каждый просил: “Возьмите меня!” Это было всеобщее воодушевление.
А волонтеры в это время ходили по квартирам, чтобы рассказать всем, кто не мог выходить на улицу, что помощь пришла, что теперь мы выживем.
ТЕМ, КОМУ НУЖНЕЕ
Когда началась выдача продуктовых наборов, ребята-волонтеры снова стали обходить стариков и лежачих больных, брали их документы и получали для них продуктовые наборы в здании школы № 5.
Потом в Луганске начали открываться первые социальные столовые. Но в нашем районе такой столовой не было, мы готовили и разносили горячую пищу сами, продолжая заботиться о беспомощных людях.
Должна сказать, что не все луганчане получали эту гуманитарную помощь. Те, у кого еще оставались хоть какие-то запасы, не пошли за ней, чтобы досталось тем, кому нужнее. Вот так в то время мы переживали друг за друга.
СПАСИБО, РОССИЯ!
Потом гуманитарные конвои шли в Республику постоянно. Огромное спасибо за это правительству и всем жителям Российской Федерации, ведь их помощь в буквальном смысле помогла нам выжить.
Белые КамАЗы навсегда останутся для нас символом продолжения жизни. Благодаря им мы поняли, что нас не оставили в беде и не оставят никогда.