Луганская Народная Республика призывает страны-гаранты Минских соглашений повлиять на Украину для недопущения инцидентов, подобных захвату киевскими силовиками офицера представительства ЛНР в Совместном центре по контролю и координации режима прекращения огня (СЦКК) Андрея Косяка. Об этом заявил глава ЛНР Леонид Пасечник.
«Требуем от Украины незамедлительно освободить нашего представителя в СЦКК и вернуть его в Республику без каких-либо уловок и условий. Призываем государства «нормандского формата» – гарантов выполнения Минских соглашений образумить Киев с тем, чтобы не допускать подобных инцидентов», – сказал он.
Диверсионно-разведывательная группа ВСУ захватила офицера-наблюдателя представительства ЛНР в СЦКК утром 13 октября в зоне разведения сил и средств у Золотого. После того как Киев не выполнил требования Республики о немедленном возвращении наблюдателя, глава ЛНР Леонид Пасечник заявил о том, что продолжение диалога с Киевом в рамках Минского формата до освобождения Косяка бессмысленным. Представительство ЛНР в СЦКК до освобождения офицера прекратило контакты с украинской стороной и ограничило ряд маршрутов передвижения наблюдателей СММ. Замруководителя СММ Марк Этерингтон в ходе визита в Луганск пообещал «всесторонне изучить» обстоятельства захвата ВСУ офицера представительства ЛНР в СЦКК.
Власти Украины начали силовую операцию против Донбасса в апреле 2014 года. Урегулирование конфликта базируется на Комплексе мер по выполнению Минских соглашений, подписанном 12 февраля 2015 года в белорусской столице участниками Контактной группы и согласованном с главами стран — участниц «нормандской четверки» (Россия, Германия, Франция и Украина). Обеспечить выполнение положений документа стороны конфликта призвал Совет безопасности ООН, который одобрил документ резолюцией № 2202 от 17 февраля 2015 года.
Комплекс мер предусматривает прекращение огня, отвод тяжелых вооружений от линии соприкосновения, начало диалога о восстановлении социально-экономических связей Киева и Донбасса, а также реформу конституции Украины с целью децентрализации и закрепления «особого статуса отдельных районов Донецкой и Луганской областей».