Киев умышленно обостряет обстановку в районах, где планируется открытие новых контрольных пунктов въезда-выезда (КПВВ) «Луганск-Счастье» и «Первомайск-Золотое». Об этом в интервью российскому информационному агентству ТАСС заявил глава ЛНР Леонид Пасечник.
Он отметил, что представители Украины саботируют достигнутые с Республикой договоренности, «и открытие пунктов пропуска — не исключение».
«Украина также умышленно обостряет обстановку с безопасностью на данных направлениях. В отчетах СММ (Специальной мониторинговой миссии) ОБСЕ в том числе неоднократно подчеркивалось, что в районе КПВВ «Первомайск-Золотое» все чаще стал нарушаться «режим тишины», — сказал глава ЛНР.
Руководитель Республики добавил, что ЛНР была готова к открытию новых пунктов пропуска еще в октябре прошлого года.
«Но Украина до сих пор не согласовала с нами все параметры их работы, что не мешает им громогласно заявлять в своих СМИ и международным партнерам о том, что «все давно открыто», — отметил Пасечник. — Более того, ранее достигнутые договоренности по этому вопросу недавно были частично аннулированы Украиной в одностороннем порядке».
ЛНР и Киев в марте 2020 года достигли договоренности об открытии двух новых пунктов пропуска через линию соприкосновения в районах Счастья и Золотого. Работы по оборудованию КПП начались в июле. Не согласовав с ЛНР ряд ключевых аспектов функционирования пунктов пропуска, в том числе относящихся к сфере безопасности, Украина 10 ноября в одностороннем порядке открыла оба пункта пропуска. Республика сочла данные действия провокацией, ставящей под угрозу жизнь и здоровье лиц, пересекающих линию соприкосновения, и потребовала от Киева начать диалог, направленный на устранение проблем, препятствующих началу полноценной работы КПП. В настоящее время в зоне ответственности ЛНР действует только пешеходный пункт пропуска, расположенный в районе моста через реку Северский Донец у Станицы Луганской.
Представители ЛНР неоднократно заявляли о том, что Киев лжет, говоря о подтверждении гарантий безопасности для открытия новых КПВВ у Золотого и Счастья. Украинская сторона отказывается предоставлять круглосуточные гарантии безопасности районе подготовленного к открытию пункта пропуска «Первомайск-Золотое» и умышленно саботирует открытие новых пунктов пропуска в районе Счастья и Золотого. Украина по-прежнему не готова дать ответы на вопросы по открытию новых КПП, поэтому решение об одновременном открытии двух новых пунктов пропуска «Луганск-Счастье» и «Первомайск-Золотое» откладывается до соответствующего официального письменного подтверждения Киевом ранее достигнутых договоренностей.
Согласованные участниками Контактной группы Дополнительные меры по обеспечению режима прекращения огня и контроля за его соблюдением, которые вступили в силу с 00:01 27 июля 2020 года, в частности, запрещают наступательные и разведывательно-диверсионные действия; использование любых видов летательных аппаратов; размещение тяжелого вооружения в населенных пунктах и их окрестностях. Допмеры предусматривают применение дисциплинарных мер за нарушение режима прекращения огня, а также задействование координационного механизма по реагированию на нарушения режима прекращения огня. Ответный огонь в случае наступательных действий допускается только в том случае, если он открыт по приказу соответствующего руководства ВСУ или Народных милиций ЛНР и ДНР после безуспешной попытки использовать координационный механизм. Об издании таких приказов должна быть уведомлена Контактная группа.
Власти Украины начали силовую операцию против Донбасса в апреле 2014 года. Урегулирование конфликта базируется на Комплексе мер по выполнению Минских соглашений, подписанном 12 февраля 2015 года в белорусской столице участниками Контактной группы и согласованном с главами стран — участниц «нормандской четверки» (Россия, Германия, Франция и Украина). Документ, в частности, предусматривает прекращение огня и отвод тяжелых вооружений от линии соприкосновения.
Комплекс мер предусматривает прекращение огня, отвод тяжелых вооружений от линии соприкосновения, начало диалога о восстановлении социально-экономических связей Киева и Донбасса, а также реформу конституции Украины с целью децентрализации и закрепления «особого статуса отдельных районов Донецкой и Луганской областей».