Учитель не может стоять на месте, он должен профессионально расти, двигаясь в ногу со временем. Эта прописная истина сегодня как никогда актуальна. Современность продиктовала нам новую форму образования – дистанционное обучение. Это стало возможным благодаря доступности сети Интернет для большинства жителей Республики.
Прошла первая неделя обучения по-новому. Я по-прежнему учитель информатики, но от меня потребовались другие навыки. Теперь я – тьютор.
По программе в 8 и 10 классе изучается программирование. Часть материала изложена в учебнике, но разобрать ее самостоятельно ребятам очень сложно. Поэтому я пишу примеры решения задач с комментариями, предлагаю ученикам исправить опечатки в программах, найти другой способ решения, составить программы самостоятельно. Конспекты уроков размещаются на сайте школы, выкладываются классными руководителями в социальных сетях.
Учащиеся 9 и 11 классов приступили к изучению темы «Базы данных». На помощь пришли видеоуроки, опубликованные на канале YouTube. После просмотра урока учащимся рекомендуется практическая отработка навыков непосредственно в программе Microsoft Access. В зависимости от уровня подготовленности и желания учащихся, они могут воспроизвести увиденное на экране, могут использовать примеры учебника, а могут подойти творчески и ввести в базу свои данные.
Проверка домашнего задания осуществляется по электронной почте. После проверки присланных файлов обязательно отвечаю на письма. Стараюсь поддержать ребят, выражаю уверенность в их силах, пишу замечания к работам, рекомендую обратить внимание на отдельные моменты нового материала. Очень радуют письма с вопросами, они свидетельствуют о желании моих учеников разобраться и открыть для себя что-то новое. Приятно, что некоторые учащиеся установили среду программирования, проверили дееспособность программы и прислали скриншот экрана не только с программой, но и с результатом ее исполнения.
Не возникает трудностей и с контрольными точками. Практические работы по информатике могут быть заменены домашними практическими работами, а контрольные работы – онлайн тестированием с применением Форм сервиса Google.
Спустя неделю дистанционного обучения вижу несколько положительных моментов.
Первый – индивидуальный подход через индивидуальное онлайн общение. Принцип «минимакса» – в действии. Следуя одним и тем же рекомендациям учителя, каждый ученик может двигаться вглубь предмета, следуя своим интересам и познавательным потребностям.
Второй – значительное увеличение доли самостоятельной работы учащихся. От учащихся требуется умение изучать новое без непосредственного объяснения учителя, осваивая другие источники знаний. Естественным образом формируются познавательные и регулятивные универсальные учебные действия.
Третий момент очень радует всех учителей информатики – совершенствование навыков учащихся использования интернет-ресурсов, онлайн-сервисов в учебных целях.
Четвертый момент – повышение ответственности многих родителей за результаты учебы детей.
Уверена, ученики почувствовали, как сложно самому осваивать знания. И когда мы вернемся к привычной классно-урочной системе обучения, будут ценить непосредственное общение с учителем.
Прошла всего неделя дистанционного обучения, в течение которой каждый учитель нашел для себя приемлемые формы работы и обратной связи с учащимися. В дальнейшем буду искать и стараться внедрить в свою практику другие возможности дистанционного обучения.
Описывая школу будущего, дети говорили: «Будем учиться, не выходя из дома». Дистанционное обучение – первый шаг к школе будущего. Об этом рассказала Ольга Фомина учитель информатики Краснолучской школы № 11.